Об этом поведала день назад в ОП РФ основной специалист отдела Главного управления по обеспечению защиты порядка и координации сотрудничества с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД Российской Федерации
Елена Родионова. Познакомиться с содержанием приготовленного Минтрудом Российской Федерации документа возможно будет лишь после окончания стадии согласования. Но большая его часть, дала обещание Родионова, коснется противодействия насилию в отношении дам. К тому же, уже к октябрю 2016 года предполагается сделать комиссию по вопросам дам, которая будет заниматься реализацией этой стратегии.
Юрист Павел Лапшов уверен, что нет потребности вносить важные изменения в закон – принципиально важно, чтобы правоприменитель обучился верно оперировать теми инструментами, которые уже имеется. Например, судам следует действеннее использовать положения закона о нужной обороне, сократив количество обвинительных приговоров суда по делам, связанным с превышением ее пределов (ст. 37 УК РФ).
А вот первый помощник Председателя Комиссии по формированию общественной инфраструктуры, локального самоуправления и ЖКХ ОП РФ Артем Кирьянов настаивает на том, понятийный аппарат, связанный с превышением мер нужной обороны, необходимо совсем исключить из закона. "У жертвы не должно быть обязанностей перед преступником. А сегодняшнее закон дает фору нападающему", – полагает он.
Глава государства Альянса Юристов Российской Федерации, д. ю. н. Игорь Трунов думает, что решить проблему возможно при помощи обособленного закона о самообороне. "У нас сейчас достаточно трудная конструкция, которая говорит о соотношении вреда причиненного к вреду предотвращенному. Первый не может быть больше второго. При атаке жертве необходимо эту конструкцию вычислить. Случаи насилия над дамами выпадают из этой конструкции, по причине того, что законодатель и правоприменители говорят: "Угрозы жизни нет". Убиение и причинение тяжёлого вреда здоровью нападающему в этом случае выясняются превышением мер нужной обороны, следовательно, ответственность жертва изнасилования будет нести по полной", – растолковывает юрист. Обособленный закон о самообороне, уверен он, разрешит устранить существующую в настоящий момент диспропорцию, которая сложилась в уголовном законе и правоприменении.
Но с значительными препятствиями дамы сталкиваются, не только пробуя защититься от преступника, но и в то время как правонарушение уже произведено. "Государство должно охранять даму, а нынешнее закон по сути декриминализировало ст. 131 УК РФ "Изнасилование" и ст. 132 УК РФ "Насильственные деяния эротического характера". Эта группа правонарушений была отнесена к делам лично-публичного обвинения. И это тоже нужно поменять", – предлагает Трунов. Свою позицию специалист растолковывает тем, что в настоящий момент жертва обязана самостоятельно составить обученный, де-юре выверенный документ, отметить в нем квалифицирующие показатели правонарушения, и вдобавок установить подследственность. Наряду с этим у нее нет права на неоплачиваемую правовую помощь, в различие от обвиняемого, которому страной такая помощь обеспечена (ч. 5 ст. 50 УПК РФ). То же самое касается и побоев (ст. 116 УК РФ), отнесенных законодателем к делам частного обвинения. Напомним, дела частного и лично-публичного обвинения предполагают, что дело возбуждается поэтому по обращению потерпевшего. В подавляющем основном случаев поэтому исходя из этого основная масса правонарушений, связанных с насилием в отношении дам, остаются, согласно точки зрения Трунова, безнаказанными.
На эту же проблему обращает внимание и глава Юридического Управления ГУ МВД по г. Москве Марина Астахова: "Закон в этой области вправду несовершенно. Сейчас ОВД работают по обращению. Имеется обращение от дамы – имеется основание для последующих деяний. Все зависит от дамы, от ее характера – от того, не побоится ли она выносить сор из избы". Одним из ключевых моментов наряду с этим остается, она утвержает, что запуганность жертвы. Вот по какой причине так нужно, акцентирует Астахова, проработать меры защиты таких дам.
БЛАНКИ
Обращение в милицию о побоях либо других насильственных деяниях, причинивших физическую боль
Другие бланки
Одной из в наивысшей степени серьёзных мер личной профилактики и предупреждения домашнего насилия специалист именует механизм защитных предписаний, подобных таких как судебные и охранные распоряжения. "Употребляются эти распоряжения для наложения ограничений в отношении лиц, использующих насилие в семье, с целью гарантировать даме защиту. К примеру, представление жертве домашнего насилия права оперировать жилищем единолично, выселение обидчика, запрет на вступление в любой контакт с жертвой, запрет на посещение конкретных мест и другие", – додаёт она. При нарушении этих защитных предписаний лицо должно быть привлечено к ответственности по административному законодательству, а за их повторное нарушение – к уголовной.
Похожие механизмы используются в государствах с разными юридическими системами: в Соединенных Штатах, Англии, Германии, Испании, а также в Азербайджане и Республиках Казахстан и Беларусь. Вдобавок в одних странах такие предписания выносит суд, а в других – милиция. "Мы можем применять такую практику и в русском законе. Очевидно, определённые правоограничения, которые будут находиться в защитных предписаниях, и вдобавок механизм их вынесения и выполнения, должны проектироваться с учетом характерных черт законодательства Российской Федерации", – заключает специалист.