четверг, 10 марта 2016 г.

Конституционный Суд пошёл к выводу, что презумпция согласования на изъятие органов не преступает притязания Конституции и нацелена на продвижение в стране донорства и трансплантации. Такая юридическая позиция находится в определении КС об отказе принять к разбирательству претензию на неконституционность обособленных положений закона "О трансплантации органов и (либо) тканей человека".

Предлогом к заявлению группы граждан в КС стала история московской студентки Алины Саблиной, которая в январе 2014 года стала жертвой ДТП. В состоянии комы она попала в реанимацию Муниципальный клинической поликлиники № 1 имени Пирогова, где через пять суток, не приходя в сознание, умерла.

Через месяц после трагедии, знакомясь с материалами дела по обстоятельству аварии, мама погибшей – Елена Саблина – из заключения судмедэксперта определила об изъятии для последующей трансплантации некоторых органов дочери. Возмущенная женщина вместе с обеими бабушками студентки подала в суд иск о взимании с поликлиники компенсации морального ущерба. В качестве соответчика по делу выступили ГКБ имени Боткина и "Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова", куда поступили изъятые органы.

Потому, что суды отказались удовлетворить притязания истиц, они обратились в КС. Женщины усмотрели ущемление своих прав в законе о трансплантологии, дающее докторам не информировать родственникам о планируемом изъятии органов у потенциального донора.

КС напомнил, что аналогичный вопрос уже рассматривался в 2003 году. Тогда суд отметил, что трансплантация органов либо тканей человека является средством спасения жизни и воссоздания здоровья людей. Презумпции согласования на изъятие органов нацелена на продвижение в стране донорства и трансплантации и фундаментального закона страны не преступает. Наряду с этим после смерти никто не в состоянии подвергаться данной операции, в случае если небеизвестно негативное отношение к этому самого лица, его родных родственников, абсолютно законных представителей.

Наряду с этим еще в 2003 году КС показывал на потребность детальной проработки вопросов, связанных с реализацией лицом или его родственниками либо представителями права сообщить о несогласии на изъятие органов, и продвижения механизмов оповещения граждан о действующем юридическом регулировании. Предписание КС отразилось в законе от 21 ноября 2011 года "Об основах защиты здоровья граждан в РФ".

Помимо этого, сейчас в Российское правительство направлен на рассмотрение проект законодательного акта "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", который для большей прозрачности процесса трансплантологии предполагает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов. Вмешательство же КС в этот процесс, учитывая обсуждение проекта законодательного акта и возможности его принятия, и деликатность неприятности, было бы преждевременным, считают конституционные судьи.

КС кроме того подчернул, что существо притязаний подателей заявления практически сводится к потребности перехода от существующей в Российской Федерации модели презумпции согласования на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласования. Но разрешение этого вопроса образовывает прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции КС.

С текстом определения Конституционного Суда № 224-О/2016 об отказе в принятии к разбирательству претензии граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (либо) тканей человека" возможно познакомиться тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий